Бизнес и экономика

Кредит в мышеловке: Почему Украине стоит быть осторожной в \\\\\\\\\"играх\\\\\\\\\" с Китаем


У каждой страны есть свои политические традиции. Приятно смотреть, как происходит передача власти в США или Великобритании, не взирая на то, что зачастую друг другу мило улыбаются непримиримые политические противники. Но, что поделаешь, политическая культура. Ген пальцем не раздавишь.
В Украине тоже есть свои политические традиции. Каждая власть перед своим политическим банкротством будет брать китайские кредиты. Или пытаться их взять, ведь китайцы после нескольких \\\\\\\\\"кидков\\\\\\\\\" стали осмотрительнее и понимают, с кем имеют дело.
Выглядит это примерно как сбор сухарей, мыла и фонарика перед \\\\\\\\\"рывком\\\\\\\\\". Хотя в последнее время все это больше напоминает дешевый пиар. \\\\\\\\\"Апофигей\\\\\\\\\" чиновничьей деменции был зафиксирован буквально на днях.
В Киеве гостила очередная китайская делегация, что и дало повод спичрайтерам высших должностных лиц нашей страны ошарашить общественность звучным \\\\\\\\\"Китай в фокусе для украинского экспорта\\\\\\\\\". Звучало это примерно так же, как если бы блоха заорала благим матом, что поймала за холку слона. Неустойчивую психику наших обывателей, утомленную волнами инфляции и девальвации, решили шокировать цифрами кредитов, которые Украина готова получить от Китая и которые наши чиновники почему-то упорно называют инвестициями, видимо, думая при этом о чем-то личном.
Кредитов должно быть целых 7 млрд долл. На суд людской вытащили следующие козырные карты: строительство моста в Кременчуге и дороги Одесса-Николаев (которую \\\\\\\\\"убили\\\\\\\\\" зерновые трейдеры, но почему-то должны ремонтировать китайцы); строительство первой стадии Большой окружной дороги в Киеве на условиях концессии (даже страшно подумать, что скрывается за этим названием); строительство Подольско-Воскресенского моста в Киеве; строительство метро на Троещину; обновление двигателей барж и буксиров дунайского пароходства. Не трудно заметить, что все эти проекты сконцентрированы в секторе инфраструктуры и ни один из них не является реальным бизнес-проектом (кроме замены двигателей), в отличие от белорусско-китайских проектов по созданию технологических парков и таможенных терминалов. Кроме того, ни один из них не будет генерировать в ближайшее время сколько-нибудь серьезный финансовый поток и создавать добавочную стоимость.
А отдавать кредиты придется именно за счет существующего жидкого потока бюджетных доходов. В свое время известный панамский сиделец уже пытался провести за китайские деньги электропоезд в Борисполь. Название проекта \\\\\\\\\"Воздушный экспресс\\\\\\\\\" как нельзя кстати подходило для этого \\\\\\\\\"детища\\\\\\\\\" отечественной бюрократии: деньги, выделенные на него, действительно растворились в воздухе. Необходимо понимать, что китайские модели кредитования разработаны, чтобы приносить выгоды непосредственно Китаю. Для второй стороны там остается очень маленькое жизненное пространство.
Китайцы дают в долг либо под обязательство, что либо купить у них, например, солнечные батареи, либо под обязательство поставить им сырье, например, кукурузу. Кредиты на развитие инфраструктуры выделяются также под обязательства привлекать китайских подрядчиков. И будьте уверены, если китайцы дают деньги на замену двигателей на украинской барже – это будет именно китайский двигатель. И китайское сервисное обслуживание на долгие годы, плюс запасные части.
Кроме прочего, на встрече обсуждались и вполне разумные проекты, например, участие Украины в \\\\\\\\\"Новом шелковом пути\\\\\\\\\". Сообщалось также о подготовке визита украинской правительственной делегации на выставку China International Import Expo 2018. Будем надеяться, что на этот раз обойдется без конфуза, аналогичного прошлогоднему, когда в мае 2017-го первый вице-премьер и министр экономики Степан Кубив побывал в Китае на форуме \\\\\\\\\"Один пояс. Один путь\\\\\\\\\", по итогам которого заявил, что первый авиационный двигатель, собранный в рамках сотрудничества между \\\\\\\\\"Мотор Сич\\\\\\\\\" и Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co.
Ltd, может быть продемонстрирован уже в конце года, при этом проект по созданию в Чунцине соответствующего совместного завода был назван \\\\\\\\\"одним из приоритетов правительства\\\\\\\\\" (естественно нашего). \\\\\\\\\"Мать моя муравьиха\\\\\\\\\" - подумает читатель и будет прав. В украинском бизнесе, как и в политике, не просто двойное дно, а тройное, а за ним – прокладочка… Ведь это тот самый проект, который был расследован нашими силовиками буквально месяцы спустя, после чего следователи обвинили владельцев \\\\\\\\\"Мотор-Сичи\\\\\\\\\" в попытке вывезти завод в Китай, а суд по их ходатайству даже арестовал акции предприятия.
То, что шум вокруг этого дела затих так же быстро, как и возник, говорит о многом. Но нам неинтересны эти перипетии тараканьих бегов вокруг лакомой собственности в погоне за вкусными крошками, которые не грех утянуть в свой \\\\\\\\\"замок с башнями\\\\\\\\\". Поговорим лучше о том, о чем наши чиновники не любят \\\\\\\\\"особливо гутарить\\\\\\\\\" – о стратегии. По данным статистики, в январе-ноябре 2017 года объем украинского экспорта в Китай составил 1,982 млрд долл., в то время как китайский импорт в нашу страну превысил 5 млрд долл.
, отрицательный баланс достиг более 3 млрд долл. То есть наша экономика ежегодно спонсирует китайских рабочих и инженеров на 3 млрд долл., для чего продолжает выклянчивать кредиты у МВФ и тех же китайцев. Логично, не правда ли.
Неутешительна и динамика: китайский импорт вырос на 20,6% по сравнению с 2016 годом, а наш экспорт лишь на 17,5%. Таким образом, эта торговая диспропорция будет лишь углубляться. Кроме того, и математику-двоечнику понятно, что абсолютный прирост будет в пользу китайцев, даже если относительные темпы сравняются – базы сравнения разные. Еще более чудовищной выглядит структура торгового баланса между странами, которая похожа, с одной стороны, на красивый торговый караван, а с другой, на его уродливое зеркальное отображение.
Лишь 5% нашего экспорта в Китай – это потребительские и промышленные товары с высоким уровнем добавочной стоимости. Почти 95% составляет сырье и полуфабрикаты: 462 млн долл. - растительные масла, 417 млн долл. - зерно, 675 млн долл.
- руда, 31 млн долл. - древесина. Зато совершенно иная структура у китайского импорта в Украину: сырье и полуфабрикаты составляют лишь 11%, в то время как промышленные и потребительские товары – 89%. Например, такие товары с высоким уровнем добавочной стоимости, как: органическая химия – 168 млн долл.
, пластмассы и полимеры - 254 млн долл., одежда, ткани, обувь – 338 млн долл., реакторы, котлы, машины – 965 млн долл., электрические машины – 1,3 млрд долл.
, даже игрушки – 154 млн долл. С учетом такой товарной структуры, когда мы им зерно, руду, дерево и подсолнечное масло, а они нам – электротехнику, котлы, реакторы и игрушки (чтоб не плакали), можно, конечно, вещать доверчивому электорату о Китае, который нас спасет (при этом не забывая добавлять, что он вот-вот погубит Россию). Наше торгово-экономическое ведомство даже прописало в своей экспортной стратегии план относительно выхода на отметку в 10 млрд долл. торгового оборота между Китаем и Украиной.
Ну, ребята – это вы погорячились. Урожайность кукурузы и подсолнечника не резиновая, да и Карпаты уже больше похожи на плешь старого деда. И китайские игрушки, они, конечно, не \\\\\\\\\"чугунные\\\\\\\\\", но все же. С учетом уже достигнутых пропорций (а изменить их в нашу пользу – кишка тонка), торговый оборот в 10 млрд долл. будет означать, что нам придется закупать у китайских друзей товаров на 7 млрд долл.
В этом плане украинские чиновники в своих \\\\\\\\\"контактах\\\\\\\\\" с китайскими партнерами больше похожи на персонажей известного американского комикса \\\\\\\\\"Шму\\\\\\\\\". Как известно, шму были похожи на толстую кеглю для боулинга с ногами. Как написано в \\\\\\\\\"Википедии\\\\\\\\\", шму размножаются бесполым путем, \\\\\\\\\"приятны на вкус и стремятся быть съеденными.
Если голодный человек взглянет на шму, тот с радостью пожертвует собой, прыгнув на сковородку или в кастрюлю… их кожа может служить материалом для обуви … Из их глаз получаются лучшие пуговицы для подтяжек, из усов — отличные зубочистки. Проще говоря, шму — идеальное домашнее животное\\\\\\\\\". Почему украинские чиновники стали шму для китайских партнеров и очень хотят быть \\\\\\\\\"съеденными\\\\\\\\\" - вопрос из разряда риторических.
Китайцы, в отличие от европейцев и американцев, не заморачиваются всякой гуманитарной \\\\\\\\\"чепухой\\\\\\\\\" а-ля \\\\\\\\\"антикоррупционный суд\\\\\\\\\" (благо своих коррупционеров уже давно просто расстреливают) и научились плотно работать с африканскими и азиатскими прогнившими элитами. Правда, пока не научились работать с \\\\\\\\\"украинскими\\\\\\\\\" - те берут деньги, но ничего не делают. Но проблема не в чиновниках, а в последствиях их действий для всей страны. Ведь накануне выборов кому-то наверху вновь может взбрести в голову сделать вояж в Пекин и подписать некий вариант соглашения о свободной торговле с Китаем, благо китайцы уже давно \\\\\\\\\"рекомендуют\\\\\\\\\" это сделать, обещая не только безвизовый режим, но и миллиардные кредиты. А в таком случае, в шму превратится каждый из нас.
Китайская экономика чрезвычайно токсична для торговых партнеров, ведь китайцы – это \\\\\\\\\"Шаолинь\\\\\\\\\" торгового протекционизма для своих компаний. Даже такая мощная экономика, как американская, не смогла выдержать этой токсичности: когда китайцы стали собирать смартфоны Apple, в США поняли, что дальше их может ожидать банальная экономическая катастрофа. Китай имеет опыт использования даже косвенных методов конкурентной борьбы. Когда администрация Барака Обамы приняла решение присоединиться к международному торговому соглашению о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), американцы рассчитывали, что защита их интеллектуальной собственности и открытие новых рынков приведут к росту ВВП дополнительно на 0,5% в год.
Но Китай (который не является участником ТТП) очень быстро сообразил, что, реализуя свои проекты в таких странах – участниках ТТП, как Вьетнам или Малайзия, можно очень быстро открыть беспошлинное окно на рынок США, в результате чего американцы вместо роста получили потерю миллиона рабочих мест, в основном в производственном секторе экономики. В связи с чем первый указ Трампа был о выходе США из ТТП. Как показывает опыт взаимодействия с Китаем такой страны, как Белоруссия, максимально выгодный формат сотрудничества – это создание совместных технологических парков кластерного типа, объединяющих производство, науку и образование, а также создание быстрых и эффективных транспортно-логистических систем для обеспечения движения китайских товаров на рынок ЕС.
Но для того, чтобы двигаться в этом направлении, нужно обеспечить преемственность решений, защиту титулов собственности и нейтрализовать коррупционный фактор хотя бы в сфере общих с китайцами проектов. Все эти условия невозможны для нынешней власти в Украине. Преемственность решений не обеспечивается по причине неумения вести диалог с оппозицией (тут действует принцип: друзьям – все, врагам – закон), титулы собственности не защищены, так как нет независимой судебной системы и процветает рейдерство, а убрать коррупцию просто невозможно, ведь в таком случае новоявленной \\\\\\\\\"шляхте\\\\\\\\\" придется работать за зарплату. Во и получается, что главное поприще работы наших чиновников – это привлечение кредитов, которые всегда можно удачно \\\\\\\\\"освоить\\\\\\\\\" и не отдать, а также лоббирование каналов сырьевого экспорта для нескольких отечественных ФПГ.
А для этого не жалко и внутренний рынок отдать китайским \\\\\\\\\"игрушкам\\\\\\\\\". Так что, хоть в нашем МЭРТ и был запущен громкий хештег #експортуй, но получается почти как в известной пословице: \\\\\\\\\"Экспортируй, не экспортируй, все равно получишь…\\\\\\\\\" Ну, в общем, вы знаете… Алексей Кущ Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику \\\\\\\\\"Мнение\\\\\\\\\", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.


https://112.ua/ | Бизнес и экономика | 2018-02-19 12:25:03



Популярные поисковые запросы

ПОЛИТИКА
Тимошенко кабмин Янукович выборы
КРИМИНАЛ
насилие убийство наркомания
ЭКОНОМИКА
газ недвижимость бизнес форекс
СПОРТ
футбол Динамо бокс Кличко
ЧЕЛОВЕК
секс здоровье скандал

ГОРОСКОПЫ

Гороскоп для знака ОвенОвен (21 марта - 20 апреля) Гороскоп для знака ТелецТелец (21 апреля - 20 мая)
Гороскоп для знака БлизнецыБлизнецы (21 мая - 21 июня) Гороскоп для знака РакРак (22 июня - 22 июля)
Гороскоп для знака ЛевЛев (23 июля - 23 августа) Гороскоп для знака ДеваДева (24 августа - 23 сентября)
Гороскоп для знака ВесыВесы (24 сентября - 23 октября) Гороскоп для знака СкорпионСкорпион (24 октября - 22 ноября)
Гороскоп для знака СтрелецСтрелец (23 ноября - 21 декабря) Гороскоп для знака КозерогКозерог (22 декабря - 20 января)
Гороскоп для знака ВодолейВодолей (21 января - 20 февраля) Гороскоп для знака РыбыРыбы (21 февраля - 20 марта)

Всеукраинский спортивный справочник

Виды спорта Детский спорт Массовый спорт Спорт ветеранов Спорт инвалидов
Спортивные сооружения
Все для спорта
 
Информация: Новости Украины | Курсы валют НБУ | Прайс-листы | Объявления | Погода в Украине | Спортивный справочник
Для женщин: Кулинарные рецепты | Сонник - толкование снов | ГОРОСКОП
Торговые площадки: Мобильные телефоны | Цифровая техника | CD/DVD диски | Автопродажа | Недвижимость | Работа
Развлечения: Анекдоты | Девушки | Знаменитости | Интересности | Мобильные телефоны | Новости | Репортажи | Фотоприколы| Знакомства